Законодательное регулирование лизинговой деятельности
16.03.2023 Комитет оп финансовым рынкам одобрил Проект федерального закона № 586986-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности специальных субъектов лизинговой деятельности».
Основные изменения включают:
банки;
юридические лица, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
юридические лица, аффилированные с юридическими лицами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
юридические лица, аффилированные с кредитными организациями, в уставном капитале которых участвует Банк России или государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов
а также для лизинговой группы - 70 миллионов рублей;
для специального субъекта лизинговой деятельности, балансовая стоимость активов которого составляет менее 500 миллионов рублей, -
20 миллионов рублей
являющихся контролирующими лицами участников (акционеров) специального субъекта лизинговой деятельности;
предоставляющих денежные средства в рамках заключенного одним займодавцем со специальным субъектом лизинговой деятельности договора займа на сумму не менее одного миллиона пятисот тысяч рублей;
приобретающих облигации специального субъекта лизинговой деятельности, выпуск (дополнительный выпуск) которых прошел государственную регистрацию и сопровождался регистрацией проспекта ценных бумаг, а также биржевые облигации лизинговой компании;
приобретающих облигации специального субъекта лизинговой деятельности, не указанные в абзаце пятом настоящего пункта, при условии, что сумма денежных средств, вносимая в их оплату каждым из потенциальных приобретателей, за исключением лиц, осуществляющих преимущественное право приобретения соответствующих ценных бумаг, составляет не менее одного миллиона пятисот тысяч рублей, либо что такие облигации предназначены для квалифицированных инвесторов.
осуществлять надзор за соблюдением специальными субъектами лизинговой деятельности требований
устанавливать методику определения собственных средств для специальных субъектов лизинговой деятельности (за исключением банков) и лизинговых групп;
устанавливать сроки и порядок составления и представления отчетности, а также порядок и сроки представления аудиторского заключения;
устанавливать порядок раскрытия специальными субъектами лизинговой деятельности информации о своей деятельности
Диалог и борьба лизинговой отрасли с данным законопроектом идет достаточно давно, с 2019г., и до недавнего времени вполне успешно. Однако, последнее решение делает эти изменения реалистичными, и уже в ближайшее время. Хорошо это или плохо для лизинговой отрасли и для государства?
В первую очередь это приведет к существенным структурным изменениям на рынке, который и так переживает не простое время, глобально меняется состав и структура игроков и уровень конкуренции.
Реализация данной законодательной инициативы , по сути, приведет к глобальной «чистке» на рынке лизинговых услуг, появлению новых СРО , росту влияния компаний с государственным участием и уходу ряда коммерческих частных лизинговых компаний.
Конечно, государство стремится взять под контроль рынок лизинга и государственное финансирование, это на текущий момент, прямо скажем, не своевременно и нецелесообразно.
Основные изменения включают:
- Банки будут вправе осуществлять лизинговую деятельность
- Вводится понятие «специального лизингового субъекта»
- Специальными субъектами лизинговой деятельности являются:
банки;
юридические лица, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
юридические лица, аффилированные с юридическими лицами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
юридические лица, аффилированные с кредитными организациями, в уставном капитале которых участвует Банк России или государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов
- Условием для получения доступа к мерам государственной поддержки лизинговой деятельности является внесение сведений о лизинговой компании в реестр специальных субъектов лизинговой деятельности.
- Специальный субъект лизинговой деятельности должен соответствовать требованию к минимальному размеру собственных средств (капитала).
- Устанавливается следующий минимальный размер собственных средств (капитала) специального субъекта лизинговой деятельности:
а также для лизинговой группы - 70 миллионов рублей;
для специального субъекта лизинговой деятельности, балансовая стоимость активов которого составляет менее 500 миллионов рублей, -
20 миллионов рублей
- Вводится понятие «лизинговая группа»
- Специальный субъект лизинговой деятельности не вправе привлекать денежные средства физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, на основании договоров займа. Данное ограничение не распространяется на привлечение денежных средств физических лиц:
являющихся контролирующими лицами участников (акционеров) специального субъекта лизинговой деятельности;
предоставляющих денежные средства в рамках заключенного одним займодавцем со специальным субъектом лизинговой деятельности договора займа на сумму не менее одного миллиона пятисот тысяч рублей;
приобретающих облигации специального субъекта лизинговой деятельности, выпуск (дополнительный выпуск) которых прошел государственную регистрацию и сопровождался регистрацией проспекта ценных бумаг, а также биржевые облигации лизинговой компании;
приобретающих облигации специального субъекта лизинговой деятельности, не указанные в абзаце пятом настоящего пункта, при условии, что сумма денежных средств, вносимая в их оплату каждым из потенциальных приобретателей, за исключением лиц, осуществляющих преимущественное право приобретения соответствующих ценных бумаг, составляет не менее одного миллиона пятисот тысяч рублей, либо что такие облигации предназначены для квалифицированных инвесторов.
- Специальный субъект лизинговой деятельности не вправе совмещать лизинговую деятельность с деятельностью кредитных и некредитных финансовых организаций
- Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность специального субъекта лизинговой деятельности подлежит обязательному аудиту
- Специальный субъект лизинговой деятельности в порядке и сроки, установленные Банком России, обязан представлять в Банк России отчетность, в том числе годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность вместе с аудиторским заключением о ней, промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность за отчетные периоды, определяемые Банком России
- Банк России будет вести:
осуществлять надзор за соблюдением специальными субъектами лизинговой деятельности требований
устанавливать методику определения собственных средств для специальных субъектов лизинговой деятельности (за исключением банков) и лизинговых групп;
устанавливать сроки и порядок составления и представления отчетности, а также порядок и сроки представления аудиторского заключения;
устанавливать порядок раскрытия специальными субъектами лизинговой деятельности информации о своей деятельности
- Специальные субъекты лизинговой деятельности обязаны вступить в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую специальных субъектов лизинговой деятельности
Диалог и борьба лизинговой отрасли с данным законопроектом идет достаточно давно, с 2019г., и до недавнего времени вполне успешно. Однако, последнее решение делает эти изменения реалистичными, и уже в ближайшее время. Хорошо это или плохо для лизинговой отрасли и для государства?
В первую очередь это приведет к существенным структурным изменениям на рынке, который и так переживает не простое время, глобально меняется состав и структура игроков и уровень конкуренции.
Реализация данной законодательной инициативы , по сути, приведет к глобальной «чистке» на рынке лизинговых услуг, появлению новых СРО , росту влияния компаний с государственным участием и уходу ряда коммерческих частных лизинговых компаний.
Конечно, государство стремится взять под контроль рынок лизинга и государственное финансирование, это на текущий момент, прямо скажем, не своевременно и нецелесообразно.